Организация проектно-исследовательской деятельности как условие формирования естественнонаучного мировоззрения семиклассников


Научный руководитель: к.п.н., доцент Аксенова И.В зав. кафедрой естественнонаучного и математического образования ГАУДПО ЛО «ИРО»

Аннотация
В проекте разработана модель формирования исследовательских умений семиклассников, представлена диагностика учебной мотивации и предложены варианты организации данной работы, подходы к оценке достижений учащихся в проектной деятельности


Тема: «Организация проектно-исследовательской деятельности как условие формирования естественнонаучного мировоззрения семиклассников (на основе нового УМК авторов О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова «Химия – 7 класс», Просвещение)»

Цель инновационной деятельности: формирование естественно – научного мировоззрения семиклассников при изучении пропедевтического курса химии в условиях организации проектно – исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Сформировать устойчивый познавательный интерес к  предмету химии:

  • создать модель формирования исследовательских умений семиклассников;
  • подготовить учащихся к изучению учебного предмета химия в 8 классе;
  • развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • формировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;
  • формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

2.  Развивать исследовательские и творческие способности учащихся:

  • формировать умение выполнять и грамотно оформлять исследовательскую работу;
  • формулировать цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу, выделять проблему, объект и предмет исследования, составлять план действий и корректировать его;
  • делать выводы и заключения, анализируя проделанную работу.

3. Формировать информационно-коммуникационную грамотность:

  • развивать умения самостоятельно искать, отбирать, анализировать, представлять, передавать информацию, используя современные информационные технологии;
  • совершенствовать технические умения и навыки работы с программами по созданию тестовых и графических объектов, документов, презентаций, фильмов.

4. Воспитывать экологическую грамотность:

  • формировать умения прогнозировать возможные последствия деятельности человека для достижения безопасности,  как собственной жизнедеятельности, так и безопасности окружающей среды;
  • формировать умения обеспечить личную экологическую безопасность, делая правильный выбор среди огромного количества новых химически синтезированных веществ, а так же оценивать рекламу, содержащую подчас ложные сведения для потребителя или  противоречащую основным законам естественно – научных дисциплин.

5. Создать мотивационную основу обучения через обновление форм, средств, методов и технологий в реализации пропедевтического курса химии на основе нового УМК авторов О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова «Химия – 7 класс» (Просвещение).

Планируемые результаты:

С учетом внедрения и реализации ФГОС в практику образовательной деятельности можно сформулировать следующие принципы построения системы оценки достижения планируемых результатов:

  1. использование планируемых результатов освоения основных     образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  2. комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и  личностных результатов освоения части основной образовательной программы по химии;
  3. оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе оценки способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  4. вовлеченность в оценочную деятельность самих обучающихся, приобретающих в процессе участия в этой деятельности предусмотренные стандартом умения самооценки и взаимооценки;
  5. оценка динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся в процессе овладения опытом научно-исследовательской деятельности;
  6. использование таких форм и методов оценки, как проекты, творческие работы, практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и другое.

Прогнозируемые результаты

Предусматривается оптимальное построение единого образовательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования, используя технологию научно-исследовательского проектирования в соответствии с требованиями ФГОС.


Результаты

Участники проекта совместно с другими детьми занимаются в школьном научном обществе «УНИВЕР», участвуют в творческих и исследовательских проектах. Для участников проекта проводятся научно-практические семинары, деловые игры, экскурсии на предприятия города и области, а также в лаборатории факультетов и институтов ЛГТУ. В доступной и интересной форме ребята знакомятся с правилами работы над исследовательским проектом, учатся презентовать проекты, слушать докладчиков и задавать вопросы по теме проекта.

Положительная динамика психологического и интеллектуального развития учащихся.

Тестирование учащихся по методике Матюхиной М.В  и Андреевой указывают на рост заинтересованности детей к учебно-исследовательской и проектной деятельности. Повышение мотивации к совместной деятельности с учителем и другими детьми. Родители становятся активными участниками учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Участие семиклассников в научно-практических конференциях, выставках, форумах, олимпиадах школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней.

Всероссийский фестиваль научно-исследовательских работ «Калейдоскоп науки»  

  • Козырев Сергей  Призер 2 степени.

Международная олимпиада проекта intolimp.org «Химия-7класс»

  • Козырев Сергей   Призер 3 степени
  • Числова Полина       Призер 3 степени
  • Окорокова Мария     Призер 3 степени

Международная олимпиада проекта compedu.ru «Химия-7класс»

  • Козырев Сергей      Призер 3 степени
  • Числова Полина     Призер 3 степени
  • Окорокова Мария   Призер 3 степени
  • Волкова Диана        Призер 3 степени
  • Глушкова Мария      Призер 3 степени
  • Банная Анастасия     Призер 3 степени
  • Зобнин Бенедикт      Призер 3 степени
  • Кузьменко Елизавета  Призер 3 степени

Всероссийская предметная блиц- олимпиада информационно- образовательного портала «Одаренные дети России»

  • Козырев Сергей     Победитель    

Международный конкурс «Круговорот знаний» (химия-7класс)

  • Козырев Сергей      Победитель
  • Числова Полина     Победитель
  • Банная Анастасия   Победитель

Международный конкурс проект «interkononlaine      « Планета знаний»

  • Козырев Сергей   Победитель
  • Кузьменко Елизавета  Победитель
  • Окорокова Мария   Победитель